СССР

Антикварный фарфор

Старинная посуда разных эпох массово представлена в антикварных салонах. Большая часть ее сберегалась в домашних и музейных сервантах и хорошо сохранилась. Фарфор издавна считался предметом роскоши, всегда был в цене и пользовался спросом у ценителей и коллекционеров. Однако не вся посуда считается антикварной и стоит достаточно дорого. Поэтому необходимо разбираться в видах и категориях посуды, чтобы понимать, что именно искать, и за что можно платить.

Специалисты разделяю старинную посуду на три основных типа:

  • Раритет – уникальные фарфоровые изделия, созданные вручную или лимитированными мануфактурными сериями. Возраст ее значения не имеет – ценится именно редкость и минимальное количество аналогов в мире.
  • Антиквариат – посуда, созданная более 100 лет назад (ФЗ №4804-I) и имеющая экспертное подтверждение подлинности, возраста, художественной или исторической ценности.
  • Винтажная – посуда последнего столетия (20-100 лет), которая не попадает в категорию антиквариата, но пользующаяся спросом из-за последней моды на старинные изделия XX века.

При оценке фарфоровой посуды, значение имеют ее эксклюзивность, возраст, место производства, клеймо мастера, историческое и художественное значение. То есть, редкое (раритетное) изделие, созданное более ста лет назад будет стоить максимально дорого. На стоимость винтажной фарфоровой посуды влияет ее редкость и целостность каждого изделия в комплекте.

Разновидности антикварного фарфора

В разные исторические эпохи фарфор создавался по разных технологиям, что также имеет значение при оценке посуды. Наиболее дорогими марками считаются «исторические» фарфоры:

  • Твердый костяной (китайское изобретение III-VIII веков) из дважды обожженной смеси костяной золы, каолина, кварца и полевого шпата. Такая посуда имеет очень прочные, тонкие и идеально стенки молочно-белого оттенка, которые просвечиваются на свету.
  • Мягкий «медицейский» (изобретен в 1575 году на флорентийской мануфактуре герцога Франческо Медичи) из смеси каолина, шпата и кварца. Имеет слегка пористые стенки белого цвета со сливочным оттенком.
  • Твердый мейсенский (изобретен в 1710 году Христианом Ботгером) из трижды обожженной смеси уникальной белой глины, каолина, кварца и шпата. Посуда с прочными стенками молочно-белого цвета с голубовато-серым оттенком.

Высоко ценится также тяжелый неглазурованный «бисквит», яшмовый «терракотовый» фарфор Бергера, тонкий и прозрачный веджвудский «яшмовый» первого обжига, розовый и белый фарфоры.

Важно! Определить химический состав фарфоровых изделий без опытных экспертов и специального оборудования достаточно сложно. Поэтому химический и спектральный анализ производится в том случае, если есть предположение о высокой стоимости изделий, и нет иных внешних признаков оригинала (например, клейм мастеров или мануфактуры).

Происхождение изделий и клейма на фарфоре

Наличие на фарфоровых изделиях профессиональных клейм производителя – идеальный вариант быстро оценить стоимость и антикварную значимость посуды.

  • Высоко оценивается российский фарфор Императорской (Невской) порцеллиновой мануфактуры с клеймами в виде двуглавого орла и надписями Imperial Porcelain и – 1744 St. Petersburg.
  • Дорого стоит немецкий мейсенский белый и яшмовый фарфор Бетгера (XVIII ст.) с клеймами в виде двух перекрещенных сабель.
  • Высокая стоимость у английского яшмового фарфора веджвудской мануфактуры «Этрурия» с клеймом в виде античной вазы и подписью Wedgwood.
  • Самый дорогой итальянский фарфор мануфактуры Каподимонте (XVIII век) с клеймом в виде королевской короны Бурбонов и синей буквы N.
  • Лучший испанский антикварный фарфор с «тканевой» текстурой создавался в XVIII веке на валенсийской мануфактуре Llardo и носит клеймо в виде стилизованного цветка и подписи Llardo.
  • В Нидерландах высоко ценились изделия из фарфора Royal Delft (XVII ст.) с клеймом в виде аптекарской колбы с подписью Delft. А самый дорогой будет посуда, в которой на клейме добавлен вензель Джуса Тофта (XIX-ХХ век).  

Фарфоровые статуэтки

Фарфоровые статуэтки – отдельное направление коллекционирование антикварных изделий. Самыми дорогостоящими в этой категории изделий являются статуэтки из Древнего Китая (III-VIII вв.) – их сохранилось очень мало, они считаются раритетными, и цена у них огромная. Высоко ценятся также:

  • европейские статуэтки мануфактур Мейсена, Хекста, Нимфенбурга, Фюрстенбурга,
  • изделия Российского Императорского завода и мануфактур Попова, Кузнецова, братьев Корниловых, Батенина, Вербилки;
  • советские статуэтки Дулевского, Ломоносовского, Бориславского, Барановского, Тбилисского, Кировского, Киевского, Кисловодского, Минского, Ленинградского, Славянского, Владивостокского, Коростенского и других фарфоровых заводов (обычно представлены в каталогах коллекционных изделий), а также произведения известных ремесленников (Малышева, Чехонин, Щекотихина-Потоцкая).

Фарфоровые вазы

Разумеется, самыми дорогими и редкими считаются классические китайские вазы из фарфора, стоимость которых – сотни тысяч долларов. Дорого стоят также антикварные изделия:

  • Севрской королевской мануфактуры (Франция);
  • Мейсенской фабрики Бетгера (Германия);
  • Голландских и датских порцеллановых заводов.

Большинство перечисленных антикварных изделий из фарфора имеют клейма мануфактур и мастеров.

Где купит антикварный фарфор?

Ценители антикварного фарфора могут купить оригинальные антикварные изделия в антикварной лавке «Живая старина» в Москве. В нашем каталоге вы найдете:

  • китайские сервизы и вазы;
  • немецкие и итальянские сервизы;
  • винтажные чайные пары, сервизы и скульптурные статуэтки времен СССР;
  • коллекционные антикварные и винтажные вазы;
  • декоративные куклы из фарфора.

Все представленные в нашем каталоге антикварные и винтажные изделия прошли экспертизу и оценку специалистами, гарантированно оригинальны и представляют художественную и историческую ценность. Мы также готовы провести оценку ваших антикварных изделий из фарфора и выкупить их по адекватной стоимости.